Михаил КАЛИНИН
Шиномонтаж — элементарная услуга, приносящая небольшой и не сказать чтобы стабильный доход: о ее сезонности впору слагать песни. Услуга, о которой всем, кажется, давно все известно: каким оборудованием комплектовать рабочую зону, как организовывать участок, какой подбирать персонал, какие расходные материалы использовать…
Возможно, некоторые вопросы еще вызывает расчет экономической эффективности, но в целом вроде бы все яснее ясного. Ан нет! Если серьезно задуматься, то на поверку выйдет, что целый пласт, и не простой, а, образно говоря, золотоносной породы, сокрыт сейчас от большинства владельцев шиномонтажных мастерских. О том, как его разработать, мы и постараемся рассказать в нашей статье.
Структурные изменения российского автопарка налицо. Прослеживается четкая тенденция: год от года на дорогах страны появляется все больше и больше иностранных автомобилей. Причем не только легковых, но и грузовых. К сожалению, мы не можем привести точные цифры — единого органа, заведующего сбором и анализом данных, проводящего независимый аудит статистических сведений, которые поступают из различных источников в этом сегменте рынка (как, впрочем, и в других сегментах), пока еще нет, но даже та ориентировочная информация, какой мы располагаем, говорит о многом.
По различным оценкам, количество автомобилей заграничного производства в общем парке грузовой техники составляет на данный момент от 10 до 15 %, а это, даже по самым скромным подсчетам, более полумиллиона транспортных средств. И их число неуклонно растет, каждый год отвоевывая у отечественного автопрома, опять же по различным оценкам, от 0,5 до 1 %.
Естественно, подобная ситуация рождает спрос на авторемонтные услуги вполне определенного плана. В стране появляются хорошо оснащенные автосервисные предприятия, специализирующиеся на грузовой технике, не идущие ни в какое сравнение с автопредприятиями (АТП, ПОГАТ и т. д.) эпохи развитого, как принято было говорить, социализма, открываются фирменные дилерские техцентры известных автопроизводителей. Но их пока не так много, как хотелось бы, — создание полноценного грузового сервиса требует серьезных финансовых инвестиций. Чтобы вывести его на приемлемый уровень рентабельности, надо предоставить клиенту максимально широкий комплекс услуг: проведение регламентного технического обслуживания и ремонта, своевременную (особенно в весенне-осенний период) доставку и замену неисправных узлов и агрегатов, продажу автозапчастей. То есть надо налаживать безупречную логистику, подбирать на работу специалистов самого высокого уровня, изыскивать колоссальные финансовые ресурсы на дальнейшее развитие и т. д.
Словом, просто так, с бухты-барахты, влезать в эту сферу не имеет никакого смысла. Во-первых, это крайне сложно, организация подобного производства — дело чрезвычайно трудоемкое; во-вторых, это дорого; в-третьих, рынок пока хоть и недостаточно насыщен, но все равно вторжение нового игрока будет встречено им как минимум недружелюбно.
Однако оторвать свой кусок от «грузового пирога» вполне возможно. Причем без существенных материальных вливаний: один-два специализированных стенда эконом-класса — и вы, как говорится, в игре. И никакой конкуренции, по крайней мере пока! О чем мы? Да конечно же, о шиномонтаже!
Смотрите, а вернее — считайте. Сколько сегодня стоит колесный диск для иностранного тяжеловоза или автобуса? Порядка $ 600, 700 и больше… А покрышка? В среднем от 7000 до 10 000 руб. Цена же низкопрофильной резины на немецкий MAN или на французский Renault легко достигает и 25 000, и 30 000 руб. Возможно ли перебортировать такое колесо старым «дедовским» способом, при помощи вездесущей российской кувалды?
Если у водителя или у механика хватит смелости нести ответственность за его порчу, то, пожалуй, да. Но теперь все меньше «смельчаков» отваживается на подобные эксперименты. Слишком высок риск остаться в результате и без колеса, и без денег.
К тому же процесс перебортировки без использования специального оборудования довольно долог, это очень трудоемкая работа, заниматься которой на свежем воздухе (а зимой он особенно «свежий») ох как сложно и неприятно.
Именно поэтому профессиональный ремонт грузовых колес становится все более и более востребованным. И актуальность оказания подобной услуги растет с каждым годом прямо пропорционально увеличению количества иностранной техники.
А теперь давайте посмотрим, что предлагает сфера услуг. Практически ничего! И недавний вояж нашего коллеги по маршруту Москва — Мегион (отчет о нем читайте в 46-м номере журнала), протяженностью 4500 км по бескрайним российским просторам с запада на восток лишний раз это доказывает. Так что же мешает небольшой шиномонтажной мастерской расширить свою клиентскую базу и получить дополнительную прибыль? Правильно — ничего!
Начать же освоение, по сути, новой сферы бизнеса, как нам кажется, следует с выбора оборудования.
|